
Приобретение камеры, оснащенной матрицей X-Tranceпоследнего поколения, является неизбежным шагом для каждого убежденного «фудживода». Не стал исключением и я. Правда, долго не торопился этого делать, вполне удовлетворяясь имеющейся X-E2. Тем не менее, достоинства современных камер Fujifilm настолько очевидны, что пришла пора делать выбор. Цена, размеры и функциональные навороты профессионального – полупрофессионального сегмента были для меня были чрезмерны, поэтому выбирать пришлось между двумя «одноклассниками» «зеркалкоподобной» X-T20 и ориентирующейся на «дальномерный» дизайн X-E3.
В пользу первой был откидной сенсорный экран и более развитые механические органы управления. В руку она легла даже лучше. Плюс сохранила встроенную вспышку, которой Е3 волею создавших ее инженеров была лишена. С точки зрения эргономики вопрос вызывал расположенный практически по центру видоискатель, вынуждающий при использовании его упираться носом в экран.
В зачет героини нашего обзора пошли расположенный в правом верхнем углу видоискатель, компактность и меньший (незначительно, правда) вес, очень удобный в использовании фукциональный джойстик, позаимствованный у «старших товарищей» вроде X-T2 и заменивший четырехпозиционный контроллер T20. Ну и в целом она более привычно легла в руку, уже приноровившуюся к имевшимся ранее X-E1 и X-E2. Вздох сожаления вызвало исчезновение встроенной вспышки. Крайне редко, но она бывает нелишней. А вот пришедшая ей на смену маленькая внешняя складная вспышечка EF-X8 явно бесполезная, так как пригодна лишь для «лобового» использования.
Кстати, интересным вариантом представлялась камера X-T100 с тоже 24-мегапиксельной матрицей, но не X-Trance, а «байеровской». Камеры Fujifilm с такой матрицей выдают превосходную картинку с чудесным цветом. Однако она оказалось несколько более тяжелой и громоздкой, совершенно неэргономичной и неожиданно тормознутой, в связи с чем и была отвергнута.
В связи с тем, что штатный объектив 18-55 f/2.8-4 и пару фиксов от Fujifilm у меня уже имелись, я остановился на варианте «Body».
Упаковка и комплектация X-E3 вполне традиционны. Мы имеем зарядное устройство и проводом, уже упомянутая миниатюрная внешняя вспышка, аккумулятор и ремешок. Последний, перед тем как прицепить к камере, необходимо оснастить специальными петельками и предохранительными накладками, воспользовавшись специальным пластмассовым инструментиком, тоже входящим в комплект.
Корпус X-E3 выполнен из магниевого сплава, большая часть его поверхности покрыта приятной на ощупь пластмассой, верхняя панель металлическая, в нашем случае – черного цвета. Разумеется, есть и серебристый вариант для любителей ретро-стиля.
В руке камера лежит неплохо, небольшая накладка на передней панели и упор под большой палец на передней добавляют ей ухватистости. Хотя, конечно, держать камеру одной рукой с пристёгнутым штатным зумом на протяжении долгого времени точно не получится. Для мужских рук она порой даже кажется мелковатой: что делать, это оборотная сторона компактности. Этих неудобств позволит избежать довольно удобный фирменный хват HG-XE3, который крепится в гнездо для штатива. Мне пока это приспособление показалось излишним, но время покажет.
Исчезнувший с задней панели контроллер освободил дополнительное место для весьма достойного 3-дюймового сенсорного экрана, расширенная функциональность которого призвана компенсировать, в том числе, сократившееся число механических органов управления. Он, таким образом, стал одним из основных органов управления, что характерно больше для современных компактных камер. Можно с его помощью выбирать область фокусировки, фокусироваться и осуществлять спуск одним касанием.
Манипуляции с экраном можно проделывать и при использовании видоискателя. Для облегчения этой процедуры можно активной сделать правую либо левую сторону экрана. Впрочем, использование экрана таким образом мне кажется неудобным, всегда есть риск нечаянно уткнуться носом и сбить настройки.
Любопытным решением представляется использование сенсорного экрана в качестве замены 4-позиционного котроллера: путем свайпа по его поверхности вверх-вниз, влево-вправо и наискосок можно получить доступ к одной их четырех функций. А, скажем, двойное постукивание по экрану позволяет увеличить размер изображение при просмотре и вернуть, при повторе, его к прежнему состоянию. Все это довольно забавно, вот только упомнить эти многочисленные магические пассы довольно непросто, на мой взгляд.
Впрочем, сенсорные органы управления можно и отключить, довольствуясь лишь кнопками, колесиками (их теперь целых два, спереди и сзади), а также супер-удобным джойстиком. Кому как, а мне так зачастую их вполне достаточно.
Стоит упомянуть, что кое-какие приятные новшества коснулись и традиционных дисков управления на верхней панели. Так, например, теперь мы имеем диск выбора выдержек с увеличенным диапазоном значений (до 1 сек.), а на диске экспокоррекции появилось значение «С», позволяющее установить до пяти ступеней коррекции. За переход в авторежим отвечает специальный рычажок.
Электронный видоискатель с OLED-матрицей в 2,36 мегапикселя вполне хорош, имеет регулировку диоптрий, ИК-датчик и все такое. Однако есть одно «но»: сразу бросилось в глаза, что угол зрения у него поуже будет, чем в моей старой X-E2. Глянул в спецификации – так и есть, 17,5 мм против 23-х. Соответственно, он кажется более темным.
Работает X-E3, надо сказать, очень шустро. Включается-выключается просто молниеносно. Гибридный автофокус быстрый и точный. К слову, здесь мы имеем ту же 91 точку фокусировки (либо 325 в особо точном режиме, из них 48 точек в центре являются фазовыми), что и у Т2. Следящий автофокус уверенно работает в условиях хорошей освещенности. Однако, если освещенность падает, то здесь его показатели отнюдь не рекордные, мягко говоря.
Вот так камера выглядит со штатным зумом 18-55/2.8-4:
Качество изображения, которое позволяет получить X-E3 традиционно очень высоко. Тонкости процесса съемки приходится оставить за рамками нашего обзора, я лишь кратко отмечу, что современные матрица и алгоритмы обработки позволяют поистине творить чудеса. Как всегда у камер Fujifilm, очень хорош внутрикамерный «джипег». Гораздо точнее, на мой взгляд, чем у предшественниц, отрабатываются экспозиция и авто-банланс белого, с которым я немало помучился, снимая на X-E2. 15 фирменных режимов имитации пленки представляют простор для творчества фотолюбителя (я, впрочем, предпочитаю «Астию» и «Классик Хром»). Цвет «из коробки» шикарен. Правда, я отношусь к тем, кто считает его скорее красивым, очень «вкусным», чем 100% достоверным. Так, например, нередко есть вопросы к скинтону и к цвету природной зелени, выползает иногда излишняя «маджента» и т.д. Однако в целом результат великолепен и возможностей при работе с RAWникто не отменял.
Ах да, конечно, она ещё и видео может снимать, да ещё и 4К (30 кадров/с, 100 Мбит/с). Но я видеосъемкой не увлекаюсь, для меня это не более чем нелишняя опция, поэтому вдаваться в эту тему не стану.
Подытоживая свой краткий обзор, отмечу, что покупкой я ожидаемо доволен. По совокупности характеристик/качества/цены камера FujifilmX-E3 наряду со своей одноклассницей X-Т20 является бесспорным лидером сегмента беззеркальных камер для продвинутых любителей, пригодным и для ограниченного профессионального использования.
В заключение — пара фото навскидку, вообще без обработки: