Обзор от покупателя на Цифровой фотоаппарат FujiFilm X-T3 Body Silver + VG-XT3

Всем привет!

Подготовил обзор камеры FujifilmX-T3. Обзор субъективный, высказываю свое мнение, никого не хочу задеть, обидеть. Я не профессионал, фотография приносит дополнительный заработок, окупающий хобби. Снимаю концерты, репортажи, детей, хожу в фото походы (пейзаж + макрофотография). Я не снимаю видео, дифирамбов о 4k/60 fps 10-bit 4:2:2 в X-T3 не будет. Не знаю, насколько этот формат актуален для видеографов, но, судя по отзывам, для обработки такого потока нужны неслабые вычислительные мощности компьютера.

Поэтому главными требованиями к камере были:

· скорость работы и скорость фокусировки,

· следящий автофокус, дающий низкий процент брака,

· приемлемый уровень шумов на ISO до 6400,

· защита от пыли и брызг,

· компактность и небольшой вес,

· качественный JPEG из камеры, позволяющий сократить время обработки отснятого материала, исключив проявку в RAW конвертере,

· Touch-screen (привык к нему при съемке макро, да и дети в детском саду любят фотографировать друг друга сами, тыкая пальчиком в экран).

До 2013 снимал на камеры Nikon, потом перешел на OlympusOM-DE-M1, был наслышан про Fujifilm и в 2015 году купил на ebayX-T1 б/у для пробы.

Владея OM-DE-M1 и X-T1, почти всегда предпочитал снимать на Olympus: прекрасные цвета, резкость, детализация, скорость работы камеры и автофокуса, шикарный следящий автофокус, touch-screen с возможностью фокусировки и съемки по касанию, матричный стабилизатор, меньший вес и габариты — все это перевешивало чашу весов в сторону Олика. X-T1 был не про это, ему я не мог довериться при съемке динамичных сюжетов, скорости АФ не хватало. Фуджик был спутником на прогулках, когда можно было неспешно бродить, созерцать мир, размышлять, искать сюжеты. Часто с X‑T1 использовал мануальную оптику, которая в сочетании с пленочными профилями придавала характерное настроение каждому кадру, сам процесс нельзя было назвать быстрым, но он приносил огромное удовольствие. У X-T1 была душа.

Olympus устраивает всем, кроме шумной матрицы («горошек», дребезг, каша, рыхлость даже при ISO 200 на голубом небе или на однотонной поверхности). Предельным рабочим ISO у Olympus считаю 800, 1600 – на удачу, 50/50 (даже с учетом корректной экспозиции), диапазон выше 1600 — крайне рискованный. Для съемки динамики, концертов или репортажей в помещениях, матричная стабилизация не помогает, необходимы выдержки не длиннее 1/100 с, приходится поднимать ISO до 3200.

Желание уйти с системы Micro 4/3 постепенно крепло, кайф от съемки на X-T1 не проходил. Поснимав на Olympus и Fujifilm, больше не рассматривал зеркальные камеры в качестве инструмента для фотографии.

Переходить на OM-DE-M1 mark 2 или на Panasonic не видел смысла, не верил в радикальное решение проблемы шумов. Камер Sony в руках не держал, не спорю они отличные, но считаю системы ФФ и кроп от Sony слишком дорогими. Последние полнокадровые беззеркальные новинки от Nikon и Canon и грядущая фулл-фрейм системы от Panasonic/Leica/Sigma также отталкивают своей ценой.

Смотрел в сторону Fujifilm, к тому же была накоплена оптика. На X-T2 не было touch-screen, к которому привык на камерах Olympus, у X-T20 touch-screen был, но не было пылевлагозащиты (для меня важно), размеры X-H1 нельзя было назвать компактными. Переход на эти три модели не рассматривал. Вышел X-T3, подождал пару месяцев, дождался первых отзывов, скрепя сердце, распродал старые тушки и, закрыв глаза на отсутствие матричного стабилизатора, решился и купил его.

Покупал X-T3 в комплекте с батарейным блоком VG-XT3 по трем причинам:

1. При установке на камеру больших и тяжелых объективов: XF 16-55mmf/2.8, XF 10-24 f/4, XF 50-140 f/2.8 дополнительный хват просто необходим, иначе рука устает

2. Страх повреждения штативного гнезда камеры при установке ее на штатив с большими и тяжелыми объективами (печальный опыт владельцев X-T2)

3. Продление автономной работы, так как ресурс одной батареи NP-W126s невысок. Если кто-то не знает, то VG-XT3 можно использовать как зарядное устройство при выключенной камере или даже при отсоединении его от камеры (см. стр. 248 инструкции), но для этого нужен блок питания AC-9VS (он идет в комплекте с батблоком).

Примечание: при заказе свыше 10000 ОНЛАЙН ТРЕЙД просит внести предоплату 30 %, будьте готовы.

Распаковку детально описывать не буду, приложу фото и отмечу пару приятностей: у меня появилась фирменная наклейка Fujifilm от «Эволюции к революции», до этого не было, так как покупал б/у X-T1 и X-T10, и вторая – в коробке было руководство пользователя на русском, не нужно скачивать, будет всегда под рукой.

Не буду перечислять все характеристики новой камеры, отличия/сходства cX-T2, все это можно найти в сети. Постараюсь написать о личных впечатлениях.

Фото 1 – X-T3

Фото 2 – X-T3 с бат блоком VG-XT3

Фото 3 – коробочный комплект камеры X-T3

Фото 4 – коробочный комплект батарейного блока VG-XT3


Первые впечатления.

Первое, что удивило – скорость, X-T3 быстрая камера в целом: быстро включается, нет лагов в меню, отклик на нажатие кнопок мгновенный, все это на уровне тактильных ощущений и не поддается измерению. Автофокус, быстрый и цепкий, даже в сумерках, почти в полной темноте камера умудряется фокусироваться, тестировал с объективами XF 16-55mmF2.8 и XF 35mm F2. Это именно то улучшение, которое обеспечивает новый BSI сенсор. Фокусировка по лицу и глазам работает даже при съемке ростовых портретов, попадает буквально в пиксель. OlympusE-M1, стабильно фокусировался на глазах только на портретах по грудь, при уменьшении масштаба АФ отказывался находить глаза в кадре.

Читайте также  Обзор от покупателя на Переноска Triol FS-01, 480*290*280мм

Появилось то, чего не хватало в X-T1, — переднее и заднее колесики теперь нажимаются и являются кнопками, а кнопки-фиксаторы на дисках ISO и выдержки теперь не нужно удерживать при изменении настроек, знаю, это было на X-T2, X-H1, но на X-T1 не было! Джойстик выбора точки фокусировки — это что-то, подобный орган управления нужно ставить на все камеры, очень удобно. Например, при использовании АФ в макрофотографии (не все рискуют) нельзя фокусироваться по центральной точке, а затем компоновать кадр – уйдет фокус при смещении оптической оси, сначала компонуем кадр, потом выбираем точку фокусировки, фокусируемся и снимаем. Джойстик оказался не менее удобен, чем touch-screen (знаю, он был уже на X-T2, X-PRO2, X-H1).

Шумы на высоких ISO.

Здесь все субъективно, искажений цвета и потери деталей на ISO до 3200 я не заметил, цветных шумов не видно, а световые приятны для глаз и напоминают зерно, контуры не плывут. А вот выше начинается самое интересное, на значения 6400 и 12800 я никогда всерьез не рассчитывал. У X-T3 при ISO 6400 и 12800 шумы становятся закономерно заметнее, но, не смотря на зернистость, детализация сохраняется, изображение содержит не кашу, а информацию, шумы потом неплохо давятся.

До покупки камеры пересмотрел множество англоязычных обзоров, в большинстве из них в сравнительных тестах X-T2 и X‑T3 в диапазоне ISO400 – ISO3200 на JPEG-файлах из камеры разницы по шумам почти не было. Начиная с ISO 6400 общая картинка из X-T2 выглядела менее шумной по сравнению с X-T3, но внутренний неотключаемый шумодав X-T2 сильнее размывал мелкие детали кадра, тогда как X-T3 сохраняла информацию. Рассматривающим покупку X-T3 советую посмотреть ролик Кена Уиллера (Ken Wheller) «FUJI X-T3 LOW-LIGHT HIGH-ISO OUTPUT», канал на Youtube — Theoria Apophasis, ссылка на ролик: https://www.youtube.com/watch?v=IcOp-eQgOm4.

Неплохое сравнение шумов FujifilmX-T3 и SonyA7III нашел здесь:

Fujifilm X-T3 vs Sony A7 III – Five key points analysed

Победитель A7III без вариантов, полный кадр ловит больше света, не выбивает света, меньше шумит на высоких ISO, при вытягивании теней. Но он и стоит ощутимо дороже. На этом же ресурсе упоминается еще один факт: при одних и тех же настройках экспозиции (выдержка, диафрагма и чувствительность) кадр, сделанный на X‑T3 примерно на 2/3 стопа темнее, чем тот же кадр, сделанный на SonyA7III. Видимо, это связано с тем, что обе компании используют разные стандарты ISO (REI для Sony, SOS для Fujifilm).

Небольшие улучшения эргономики.

· колесико диоптрийной поправки изображения в видоискателе теперь фиксируется, случайно не собьется – кто знает проблему, вздохнет с облегчением,

· крышка отсека с разъемами MIC, наушники, USB (type C), HDMI (type D), съемная, чтобы снять достаточно потянуть ее вниз и на себя – удобно для видеографов,

Фото 5 — X-T3, отсек с разъемами

·кнопки на задней панели камеры были слегка увеличены, у меня тонкие пальцы и особой разницы не заметил,

Фото 6 — X-T3, задняя панель

·колесо поправки экспозиции немного уменьшено и отодвинуто от края, объективно снизилась частота его случайных сдвигов, особенно при доставании/убирании из/в сумки(у),

Фото 7 — X-T3, колесо поправки экспозиции и кнопка спуска затвора (от JJC)

· диски-рычаги выбора режима замера экспозиции и скорости съемки были увеличены по высоте, для людей с тонкими пальцами доступ стал легче, для обладателей больших рук все осталось без изменений.

Качество сборки.

Новая камера, как гордо заявляет Fujifilm, made in China! Надпись «made in Japan» более не красуется на задней панели. Очень надеюсь, что камера все-таки собрана (assembled), а не сделана в Китае. Думаю, китайцы выполняют крупноузловую сборку под бдительным надзором. По ощущениям камера в руках не выглядит дешевой, ничего не скрипит, не люфтит, внутри ничего не гремит. Опять же, мы все знаем каким запасом надежности обладают иностранные автомобили, собранные, например, в России. Хочется верить, что китайцы добросовестны.

Нижняя плоскость тушки теперь является монолитной, на X-T2 вдоль нее проходил стыковочный шов передней и задней деталей корпуса. Вероятно, это изменение конструкции позволило заложить больший запас прочности в узел крепления штативного гнезда и сократить количество его крепежных винтов до двух, надеюсь, что при установке на штатив тушки с тяжелым стеклом эти два винтика удержат гнездо в камере. Как пишут на форумах, многие пользователи X-T2 сталкивались с подобной проблемой. Время покажет, было ли это устранено в X-T3.

Фото 8 — X-T3, нижняя панель камеры и штативное гнездо.

ЖК экран и видоискатель.

Запас яркости для LCD экрана хотелось бы больше, при ярком свете приходится всматриваться, напрягая глаза, или пользоваться видоискателем. В X-T3 добавили опцию «Ночной режим», который делает ЖК-экран черно-красным, нагрузка на глаза в темноте снижается, любители астрофотографии оценят. Настройка находится в последнем пункте меню, относящемся к ЖК-экрану (Screen set-up -> Information contrast adj. -> выбрать Dark Ambient Lighting).

Читайте также  Обзор от покупателя на Набор отверток KRAFT KT 700470, 44 предмета

Фото 9 — X-T3, йога в исполнении ЖК-экрана

Электронный видоискатель (EVF) на бумаге стал лучше, 3.69 млн. точек по сравнению с 2.36 млн. на X-T2, 100 % охват поля кадра, штатная частота обновления – 60 fps, заявленная частота 100 fps работает только в Boost режиме, который в X-T3 можно включить без бат-блока VG-XT3 (по умолчанию опция назначена на кнопку «Вниз» навипада). Добавить что-то про EVF не могу, меня он устраивал даже в X-T1.

Батарея и энергоэффективность.

Батарея у X-T3 – уже знакомая NP-W126S, при заявленных 390 кадрах, у меня получалось на одном заряде делать до 600 кадров, boost режим при этом не включался, снимал короткими сериями. Энергоэффективность откровенно слабая сторона камер Fujifilm, ничего не изменилось, хочется улучшений в этом вопросе.

Огромным бонусом стало добавление в X-T3 разъема USB 3.1 (type C). В автономном походе в лесу или в горах розетку 220 В днем с огнем не сыщешь, возможность подзарядки камеры от Power банка (работает только при выключенной камере) — это спасение.

Режим Pre-Shot.

Отдельно стоит отметить новую возможность X-T3 – Pre-Shot, если она включена, то при полунажатии кнопки спуска затвора камера начнет записывать в буфер кадры, и сохранит на карту памяти серию из нескольких кадров сделанных до полного нажатия кнопки. Это позволяет поймать нужный момент, если снимаете динамичный сюжет. Вспоминается история фотографа Alanа McFadyenа, который 6 лет пытался сделать фотографию ныряющего зимородка, чтобы поймать момент касания клевом поверхности воды. По-моему, всего он сделал около 720000 снимков. Птица очень юркая и при нырянии поднимает кучу брызг.

Опцию Pre-Shot можно включить только когда выбраны электронный затвор (ES) и высокоскоростная съемка CH (Continuous High).

Тесты автофокуса.

Провел несколько тестов АФ X-T3, параллельно аналогичные проводил и OM-DE-M1 mark1, результаты привожу ниже. Сразу предупреждаю, я осознаю, что OM-DE-M1 устаревший флагман Olympus 2013 года, это камера другого уровня, тестировал ради любопытства.

Тесты скорости перефокусировки для одиночного автофокуса X-T3 и OM-DE-M1

Режим фокусировки обеих камер AF-S, точка фокусировки – центральная точка (не зона).

Для теста взял зум-объективы 24-80 мм ЭФР f/2.8 для обеих систем, как наиболее удобные для репортажа:

FujifilmX-T3 + XF 16-55mmf/2.8, фокусное выставлено на 23 мм, f/2.8

OlympusOM-DE-M1 + M.ZuikoDigital 12-40mmf/2.8, фокусное – на 17 мм, f/2.8

Камеры поочередно фокусировались на двух фигурках LEGO: одна была расположена на переднем плане (около 70 см от камеры), вторая — на заднем (около 4 м), подсчитывалось количество удачных фокусировок камеры за одну минуту.

Результаты при хорошем дневном свете у обеих камер одинаковые 50-55 раз за минуту, все определялось скоростью сдвига камеры при перефокусировке.

Вечером в комнате 20 м2 с одним источником света — лампой на 60 Вт под потолком:

X-T3 – 45-50 раз за минуту.

E-M1 – 39-46 раз за минуту.

При выключении света в комнате, включении света в коридоре и открытой двери из коридора в комнату (да, я так заморочился):

X-T3 – 42-48 раз за минуту.

E-M1 – 27-32 раз за минуту.

Для демонстрации возможностей автофокуса X-T3 в условиях недостаточной освещенности нужно записывать видео, повторюсь, камера уверенно фокусируется буквально при свете свечи.

Тесты режима непрерывной автофокусировки X-T3 и OM-DE-M1

Модель двигалась по направлению к фотоаппарату, скорость серийной съемки была выбрана 4 к/с (этого мне достаточно в 90 % случаев), делались несколько серий длиной по 10 секунд – итого около 40 кадров в каждой серии. В обеих камерах была выбрана область фокусировки по всему полю кадра и включено распознавание лиц с приоритетом на правый глаз. На карту записывался только FINEJ PEG (SUPER FINE для Olympus).

Для X-T3 в настройках чувствительности трекинга и скорости автофокуса для режима AF-C был выбран «Набор 1 – Универсальный» (препятствий между камерой и моделью не было, модель двигалась со средней человеческой J скоростью).

FujifilmX-T3 + XF 16-55mmf/2.8, фокусное выставлено на 23 мм, F/2.8, выдержки около 1/1000 с, ISO AUTO (по факту не превышало 400).

OlympusOM-DE-M1 + M.Zuiko Digital 12-40mmf/2.8, фокусное – на 17 мм, F/2.8, выдержки около 1/800 с, ISO AUTO (на всех фото 200).

Результаты:

X-T3 – 27-29 кадров (67-73 %) в фокусе.

E-M1 – 21-26 кадров (52-65 %) в фокусе. У Олика были проблемы с определением глаз в начале серий, при максимальном удалении модели.

Я не подстраивал на X-T3 чувствительности трекинга (tracking sensitivity) и чувствительность к отслеживанию скорости (speed tracking sensitivity), но можно было улучшить результат, изменяя speed tracking sensitivity.

Тесты следящего автофокуса при хаотичных движениях модели не проводил, слишком большой был бы разброс результатов даже у одной камеры в разных сериях.

К сожалению, никогда не тестировал возможности Canon с технологией dual pixel CMOS AF и не брал в руки камер SonyA7m3, также славящихся цепким автофокусом. Может быть, у них все еще лучше, но результаты X-T3 меня более чем устраивают.

Тест объема буфера при съемке RAW и RAW+JPEG.

Тесты проводил с картой памяти Sony SDHC UHS-II U3 (300/299 MB/s) SF32G, на которую записывалась серия сжатых (compressed) RAW файлов.

Читайте также  Обзор от покупателя на Оперативная память Kingston DDR4 16Gb (2x8Gb) 2666 MHz pc-21300 HyperX FURY Red (HX426C16FR2K2/16)

1 Тест — скорость серийной съемки – 10 к/с, с электронным затвором. Заявленные 36 кадров записываются в буфер без снижения скорости, далее необходимо подождать около 9 секунд пока содержимое буфера копируется на карту памяти.

2 Тест — скорость серийной съемки была снижена до 5 к/с (мне хватает такой скорости в большинстве случаев). В буфер записались 65 кадров, далее около 12 секунд буфер сливал остатки на карту памяти.

Этого более чем достаточно для съемки любых спортивных мероприятий, бегающих детей, со стопроцентной уверенностью можно будет выбрать идеально резкие кадры.

Ручная фокусировка. Новый ассистент РФ.

В функционал X-T3 добавлен новый помощник РФ «цифровые микропризмы» (digital microprism). Если честно, фокус пикинг или увеличение области фокусировки намного удобнее, человеческий глаз не подведет.

Фото 10 – Помощник РФ — микропризмы

Когда фокусируешься на небольших объектах сложных по геометрии или объекте с мелкими деталями, то цифровые микропризмы слабо помогают.

Фото 11 – Помощник РФ — микропризмы и увеличение изображения

Сравнение Touch Screen Fujifilm и Olympus.

При помощи тач-скрина X-T3 можно изменять настройки съемки в быстром меню (Q), но чувствительность экрана оставляет желать лучшего. Возможно, виной этому сухая кожа рук – зима на дворе – приходится долго попадать в маленькие ярлыки настроек. На мой взгляд, изменять параметры в Q меню удобнее, быстрее и точнее можно с помощью джойстика и кнопок. В основном меню тач-скрин не работает.

По экрану можно выбирать область фокусироки, сразу фокусироваться или делать снимок касанием.

В режиме съемки по касанию наблюдается интересный эффект: пусть Вы джойстиком выбрали точку фокусировки в нижнем правом углу, а коснулись ЖК-экрана в левом верхнем углу, камера сфокусируется в той области, которой Вы коснулись (левый верхний угол) и сделает снимок, при этом точка фокусировки, выбранная джойстиком не измемнится и останется в том же положении. Немного странно, на мой взгляд.

Объективно touch-screen Fujifilm проигрывает всем камерам Olympus. У Олика даже младшие камеры PEN фокусировались и снимали по нажатию быстрее. В 2015 году у меня был старенький PENE-PL5, даже он мгновенно реагировал на прикосновения. Если задержка при выборе точки фокусировки касанием у X-T3 еще терпима, то задержка спуска затвора по тач-скрину – до 1 с.

Интересные опции тач-скрина X-T3:

· при двойном тапе по экрану происходит увеличение области фокусировки. Не той области, по которой был выполнен двойной тап, а именно той, в которой находился квадрат фокусировки.

· управление жестами на экране – полезная опция, очень удобно вывести электронный уровень или гистограмму по каналам RGB.

Эффект Color Chrome Effect.

Неплохая опция для камерного JPEG, унаследованная от X-H1 и помогающая придать глубину цветам, лучше проработать тональные переходы в участках с высокой цветовой насыщенностью. Вероятно, основное применение опции – фотосъемка цветов, букетов. К сожалению, букета свежих роз в доме не оказалось, для примера фотографировал цветные карандаши. Эффект сильнее отражается на оттенках зеленого и красного и желтого.

Фото 12 – Color Chrome Effect выключен.

Фото 13 – Color Chrome Effect слабый (weak).

Фото 14 – Color Chrome Effect сильный (strong).

Bluethooth.

Fujifilm X-T3 в дополнение к Wi-Fi модулю получила Bluetooth. Можно создать пару «камера-смартфон», при съемке синхронизируется дата/время, записываются геометки в exif. Можно синхронизировать только дату/время или только место съемки. В настройках Bluetooth камеры можно включить опцию автоматической передачи JPEG файлов на смартфон (можно выбрать уменьшение размеров больших файлов до 3 Мб), не тестировал эту возможность, да и забивать память телефона фотографиями мне кажется лишним. По Bluetooth можно управлять спуском затвора, для полноценного управления камерой и для комфортного экспорта фотографий на смартфон по-прежнему требуется Wi-Fi подключение. В целом опция удобная, Bluetooth кушает гораздо меньше электроэнергии по сравнению с W-Fi.

В качестве заключения.

X-T3 является значительным апгрейдом камеры X-T2, также как последняя была большим скачком по сравнению с X-T1 пару лет назад. Большие улучшения были сделаны по всем параметрам, включая качество изображения и автофокуса, знаю, что многие особо отмечают главное улучшение: невероятные возможности новой камеры для съемки видео, 4K/60fps 10-bit, фактически X-T3 первая среди всех беззеркальных камер, предлагающая подобные формат видео.

Фото 15 – X-T3. Магия колесиков

Для меня определяющим фактором для покупки этой камеры стало то, что в ней сошлись все мои требования и пожелания. Ретро дизайн, позволяющий одним взглядом оценить все настройки экспозиции камеры еще до ее включения, потрясающее качество JPEG прямо из камеры, скорость фокусировки, улучшения работы при высоких ISO и усовершенствованный шумодав камеры, по моим ощущениям, что-то инженеры накрутили в X-T3 в лучшую сторону. При всем своем техническом совершенстве, камера приносит удовольствие от процесса съемки и вдохновляет, а это бесценно, это самое главное для фотографа.