Обзор от покупателя на Клавиатура MIDI Arturia KeyStep

О том, что такое MIDI-клавиатура, чем хороша и зачем нужна я уже писал в своём обзоре M-Audio CODE 25. Если интересно, поищите прямо тут же, на этом сайте.

Если вы не очень хорошо знакомы со стандартом MIDI то, я рекомендую вам хорошо иллюстрированный и написанный прекрасным языком цикл статей «MIDI в деталях».

В этом же обзоре я буду исходить из того, что вы знаете и понимаете, что это за тип устройств, но хотите получить максимум конкретной информации об одном из наиболее интересных (если не сказать выдающихся!) устройств данного типа — MIDI-клавиатуре Arturia KeyStep.

ВВЕДЕНИЕ

Итак, положим, вы захотели приобрести малогабаритную MIDI-клавиатуру, которую можно было бы расположить на компьютерном столе без ущерба для всего остального оборудования. Или, скажем, можно было бы взять с собой в поездку/поход в паре к ноутбуку или даже телефону.

Не знаю как вы, а лично я пошёл бы в Яндекс Маркет и выставил бы там следующие фильтры в разделе подбора по параметрам:

1) MIDI-клавиатуры.

2) Малогабаритные клавиши (иначе о портативности можно и не мечтать).

3) Чувствительность к скорости нажатия (обязательно!). В противном случае нечего и огород городить — при должной сноровке настучать ноты можно и на компьютерной клавиатуре.

4) Питание от USB (обязательно! Иначе какая это портативность?).

5) Контролёр изменения высота тона и модуляции (ну важная же штука. Зачем себя ограничивать?!).

6) Полувзвешенная (не обязательно, но пусть будет).

На самом деле вот этот последний параметр можно назвать роковым. Его включение радикальным образом снижает количество предложений… до одного единственного — 25-клавишного контролёра Samson Graphite M25.

Если снять требование к полувзвешенной клавиатуре, то число вариантов, предлагаемых Яндекс Маркетом возрастёт до 10 (на момент написания данного текста — ноябрь 2018).

Будут тут и 25-клавишные (преимущественно), и 32-х и 37-клавишные модели.

Однако не будет у них таких крайне полезных опций как:

7) Пятиштырьковый MIDI-выход, необходимый для игры на портативных синтезаторах из серии Korg Volca и им подобных. А ведь такую галочку Яндекс Маркет даже поставить не даёт. Видимо, с его точки зрения не бывает портативных MIDI-клавиатур с MIDI-выходом стандарта DIN.

8) Чувствительность к послекасанию. Увы, но и таких вариантов Яндекс Маркет, кажется, не знает.

9) Арпеджиатор. Их, бывает, встраивают в MIDI-контролёры (например, Reloop Keyfadr). Только в обозначенной группе поиска Яндекс Маркет про это тоже не знает.

Так что же из имеющихся в базе Яндекс Маркет MIDI-клавиатур подходит под вышеназванные критерии? Ответ очевиден:

— Ничего.

На самом же деле, устройство, не просто соответствующее вышеперечисленным критериям, а даже многократно их превосходящее — есть! И называется оно, как вы понимаете — Arturia KeyStep.

Не спрашивайте как я его обнаружил. Но когда обнаружил, то с удивлением понял, что наши зарубежные коллеги-музыканты уже давно обзавелись им чуть ли не все поголовно и сняли про него кучу восторженных видеообзоров.

Теперь, пожалуй, пришла и моя очередь изливать порцию своих восторгов, но уже в runet-е.

Итак, что же представляет из себя Arturia KeyStep с точки зрения формальных технических характеристик? Я объединил все её достоинства в 3 основные группы:

1. Компактная 32-х клавишная полувзвешенная MIDI клавиатура с клавишами, чувствительными к касанию и послекасанию. Вот так вот. Из пешек сразу в ферзи.

Контролёры изменения высоты тона и модуляции конечно присутствуют.

2. Широчайший набор коммуникаций для управления всем и вся: пятиштырьковые MIDI выход и вход, CV (Control Voltage) / Gateвыходы для управления практически любыми аналоговыми синтезаторами, аналоговые синхровход и синхровыход. Как же любят эту модель всевозможные ручковращатели!..

Нормального музыканта сильно порадует гнездо jack 6.3 мм для педали sustain.

USBконнектор для питания и подключения к компьютеру/планшету/телефону, естественно, есть. И, наконец, выделенный разъём питания 9 В.

3. Арпеджиатор с возможностью выбора 8-ми шаблонов, один из которых поддерживает случайный порядок нот, другой — определяемый пользователем.

64-шаговый полифонический секвенсер с памятью на 8 последовательностей. Мне уже прямо тут хочется воскликнуть:

— 64-шаговый, Карл! 8 секвенций в памяти! — и тут же добавить:

— Полифонический, Крал!

— А в её секвенциях, Карл, можно задавать паузы и легато!

Те кто имел дело в 16-шаговыми монофоническими секвенсерами очень многих современных компактных синтезаторов прекрасно поймут причину моих восторгов.

При этом, я прекрасно понимаю, что никаких технических сложностей в реализации вышеперечисленных «фишек» уже лет как 20 и в помине нет, но другие производители почему-то не спешили их реализовывать… по крайней мере в изделиях, относящихся к бюджетному сегменту.

Тут же есть ещё и возможность определить длительность звучания нот арпеджио/секвенции (Gate)и задать воспроизведение в джазовой манере с использованием приёма Swing.

Ну вот, собственно, всё самое главное про Arturia KeyStep я и сказал.

Добавьте к этому адекватную цену, едва превышающую 10 тыс.руб. и можете бежать покупать. Со всей ответственностью рекомендую.

Ну а если вам зачем-то нужны дотошные подробности, то и их есть у меня для вас.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Упакована Arturia KeyStep хорошо. Коробка симпатично оформлена.

Приятно взять в руки. Картон кажется несколько тонковатым, но внутри изделие подвешено на вкладках из вспененного полиэтилена и обёрнуто в толстый полиэтиленовый пакет, так что ничего плохого при адекватной транспортировке ему не грозит.

А вот комплектация по европейски скупа: сама MIDI-клавиатура, симпатичный micro-USB кабель белого цвета (с ферритовым кольцом, весьма качественный и достаточно длинный), да цветной глянцевый листок быстрого старта.

Коробка, устройство и справочный листок содержат наклейки с серийным номером изделия и это, на мой взгляд, хорошо, потому что в процессе эксплуатации серийный номер, указанный на корпусе устройства нередко стирается. А тут у вас ещё целых два резервных.

Правда, толку от этого серийного номера совсем не много, потому как получаемое после регистрации ПО состоит из одной единственной программы Lite-версии Ableton Live.

MIDI Control Center (программу совершенно обязательную и безальтернативнуюпри тонкой настройке KeyStep)раздают и так всем желающим.

Как видите, совсем не густо. Это вам не M-Audio, нагружающая своего покупателя просто тоннами полезного софта. В отношении Артурии же это даже несколько странно выглядит, если учесть, что Arturia — один из ведущих производителей программных синтезаторов и в комплект ко многим другим своим продуктам аналогичного класса (Arturia MiniLab Mk II, например), прилагает Analog Lab Lite.

К счастью, бесплатных и качественных синтезаторов на просторах Интернет достаточно. Загрузите, например, крохотный по объёму и работающий даже без VST-хоста, Dexed — реинкарнацию легендарного FM-синтезатора Yamaha DX7 и вот уже в вашем распоряжении неподдающееся исчислению число самых разнообразных звуков, ничем не уступающих звукам как аппаратного оригинала, так и его фирменной реинкарнации от Arturia — DX7 V.

Подробное 71-страничное Руководство по Эксплуатации (РЭ), по уже устоявшейся традиции, есть только в электронном виде и только на трёх основных западно-европейских языках, да на английском с японским. Английский вариант, кстати, написан весьма живо. С такими эпитетами собственному изделию, вроде: «Это не игрушка. Как и вся продукция Arturia, она собрана как танк!» (But this is no toy; as with all Arturia products, it’s built like a tank).

Забавно это слышать от французов, которые в деле строительства танков никогда особо не преуспевали. Ну разве что хорошо ремонтировали немецкие во время Великой Отечественной.

Как бы то ни было, но РЭ я настоятельно рекомендую скачать и прочитать тем кто уже купил Arturia KeyStep, и тем, кто только собирается это сделать. Там много любопытной информации.

ВНЕШНИЙ ОБЗОР Arturia KeyStep

Внешность у героя (или героини?) нашего обзора, это просто какие-то именины сердца!

В белом цвете устройство выглядит строго, но очень стильно и просто красиво. Корпус неожиданно тяжёл. Ощущается очень плотным. При умеренном сдавливании и скручивании никак не подаётся и не издаёт ни единого звука.Ощущения монолитности как у корпуса M-Audio CODE 25 конечно нет, но тем не менее, качество изготовлениякорпусаАртурии KeyStep просто отличное.

Нижняя панель и боковины — металлические. Сделаны из единой стальной пластины с мощными рёбрами жесткости.

Пластик, покрывающий стальное шасси не просто толстый, а очень толстый — около 2 мм. У него приятная текстура и ощущение «породистости материала». Материал корпуса KeyStep не кажется хрупким или наоборот, слишком мягким. Тут, пожалуй, Arturia выигрывает у M-Audio.

Отпечатки пальцев на пластиковых поверхностях корпуса совершенно не заметны.

Лицевая панель выглядит довольно лаконично. Даже где-то простовато. Контролёры сдвига высоты тона и модуляции смотрятся как игрушечные, ведь они просто обозначены на корпусе нехитрой графикой и небольшими углублениями в лицевой панели.

Три скромные ручки из, кажущегося простым, серого пластика, управляющие арпеджиатором и секвенсером выглядят дёшево. Но это обманчивое впечатление. Пластик у этих ручек очень приятен на ощупь — он кажется мягким и ощущается как софт-тач покрытие. При этом, вращать ручки удобно, а белая полоса, простирающаяся от верхнего торца ручки до самого её основания, обеспечивает информативность, близкую к идеальной.

Вот только части секторов рабочих зон у этих вращающихся элементов управления получаются отвёрнутыми от музыканта и заслонёнными от него самой ручкой. Было бы здорово повернуть эти «мертвые зоны» на условные 12 часов. Это пожелание я даже уже отправил в службу технической поддержки Arturia. Услышат или нет — посмотрим. Но в любом случае надеяться на исправление можно будет только в грядущем издании KeyStep, скажем, Mark II. А пока имеем то что имеем.

Немногочисленные управляющие кнопки мягкие, полупрозрачные, с приятной soft-touch фактурой. Ход у них достаточно велик, а нажатия практически бесшумны.

Все кнопки снабжены подсветкой и, хвала создателям, среди её цветов нет вырвиглазно-синего. Цвет свечения всех кнопок кроме кнопок записи и темпа — холодный белый. Последние же две подсвечиваются красным. И вот тон этой подсветки лично мне решительно не нравится. Какой-то он некрасивый — «недорозовый». Нет в нём яркости и насыщенности, нет никаких более приятных оттенков вроде малинового или оранжевого.

Читайте также  Обзор от покупателя на Беспроводные наушники Black Fox BAH 001, белый

Зато подписи к элементам управления «второго слоя», вызываемого кнопкой Shift, подписаны симпатичным голубым цветом и мало того, что не портят внешнего вида устройства, так ещё и служат своеобразным его украшением. Учись, M-Audio!

Задняя панель устройства мигом настраивает на серьёзный лад. На ней много разъёмов, есть блок DIP-переключателей для выбора источника синхронизации, но обо всём этом мы поговорим позже. Сейчас лишь замечу, как ловко замаскировала Arturia отверстие замка Кенсингтон под линию своей эмблемы и с каким внимание проработала даже эту второстепенную деталь — отверстие замка явно усилено. Пластик по периметру отверстия заметно толще.

В общем, если вы будете стоять на сцене и зрители будут смотреть на заднюю панель вашей Arturia KeyStep, то вопросов к серьёзности вашего оборудования у них скорее всего не будет.

Боковые панели выполнены мало того, что симпатично, так ещё и практично — за выступы пластиковой панели корпуса удобно брать клавиатуру.

КЛАВИАТУРА

32 клавиши в этом классе — это более чем ценно, потому что в малом классе каждая дополнительная клавиша на вес золота. Всё же 25 нередко не хватает. Например, не хватает для аккордового режима гитарного синтезатора Strum GS-2, у которого целая октава отведена для имитации звукоизвлечения, а на одной единственной оставшейся не понятно как брать аккорды вроде Bsus2. При этом, крайне удачной оказалась применённая в KeyStep схема, где две полные октавы расположены справа, а неполная — слева.

В общем, пока что лично мне именно такое распределение нот показалось самым оптимальным и потому я берусь утверждать, что именно благодаря своей клавиатуре Arturia KeyStep может претендовать на роль полноценного самодостаточного инструмента (в паре с любым синтезатором, конечно).

Как и у подавляющего большинства аналогов, на клавиатуру KeyStep возложен и ряд управляющих функций. Прежде всего, это выбор MIDI-канала, определение длительности ноты в арпеджио и секвенциях, а также включение джазового Swing-режима. Функции клавиш подписаны на корпусе, поэтому держать под рукой РЭ нет особой необходимости (M-Audio CODE 25, и тут тебе злобный привет от конкурента!).

Поскольку клавиатура у Arturia KeyStep компактная, то и клавиши у неё уменьшенные. Правда, уменьшенные не настолькосильно, как это бывает у детских синтезаторов или у контролёров вроде Reloop KeyFadr. Правильнее было бы считать клавиши KeyStep среднеразмерными. Но в любом случае, первейшим из вопросов будет: «Насколько удобно играть на клавишах Arturia KeyStep?»

На мой субъективный взгляд — очень удобно. Настолько, насколько это вообще возможно при таком их размере.

Вот чуточку расширить почти образцовую ширину клавиш KeyStep и можно принимать их за новый стандарт для любых клавишных инструментов. А длина у них, как по-мне, так уже практически идеальная.

На клавиатуре KeyStep весьма удобно исполнять что-то вроде сольных малоголосных партий. В этой дисциплине она почти не уступает своим полноразмерным собратьям. А вот для взятия аккордов уменьшенные клавиши неудобны. Не вообще, а только когда приходится нажимать белые клавиши, втискивая пальцы между чёрными. Мало того, что в такой ситуации пальцам тесно, так ещё и продавливание клавиш вблизи их основания требует существенно больших усилий.

Качество изготовления клавиатуры нареканий не вызывает. Клавиши ровные. Черные — с матовой фактурой, не оставляющей на себе отпечатков пальцев. Достаточно тихие.

Полувзвешенная клавиатура в малом классе, как я уже говорил, большая редкость. Но у Arturia KeyStep именно такие клавиши. Их жесткость подобрана оптимально. Конечно, нажатия клавиш ощущаются несколько «ватными». Примерно как у Behringer UMX610. Никакого начального сопротивления, похожего на «продавливание молоточковой механики» тут нет и в помине. Хотя у клавиатур «синтезаторного типа» оно иногда встречается, например, у клавиатуры M-Audio CODE 25. В любом случае, в своём классе равных клавиатуре Arturia KeyStep, пожалуй что и нет.

Единственная очень натянутая претензия к качеству клавиш обозреваемого контролёра, это ощущение чего-то, напоминающего не то лёгкий скрежет, не то шуршание, не то скрип, возникающие, если при нажатии любой клавиши сдвинуть её вбок.

С точки зрения чувствительности к скорости нажатия клавиш, клавиатура Артурии KeyStep находится, скажем так, на уровне выше среднего. По моим ощущениям, однозначно лучше Alesis Vortex Wireless и близко к Behringer UMX610. В общем, для исполнения с артикуляцией KeyStep вполне пригодна.

Возможности по настройке кривых чувствительности у неё есть. Как для Velocity, так и для Aftertouch, но вариантов там не много — 3 для Velocity и 4 для Aftertouch. Настроить это можно исключительно с помощью компьютерной программы — MIDI Control Center (MCC).

Кстати о послекасании… Оно у Arturia KeyStep оказалось как раз лучшим из всего, что мне доводилось пробовать. Даже лучше чем у M-Audio CODE 25. И это несмотря на малый класс устройства.

Таким образом, в Strum GS-2 послекасанием KeyStep мне удавалось без особого труда имитировать гитарные «подтяжки» (бенды), хотя на практике это лучше делать всё же с помощью колеса PitchBend.

Формально, колёс изменения высоты тона и модуляции у Arturia KeyStep нет. Но сами контролёры конечно же имеются. Просто сделаны очень инновационно. Они — сенсорные!

И сделаны они не по устаревшей резистивной технологии (привет Alesis Vortex Wireless), а по ёмкостной.

Что это даёт конечному пользователю?

Во-первых, потрясающую практичность. Сенсорный контролёр не подвержен износу как резистивный слой у классического переменного резистора, используемого в большинстве «колёсных манипуляторов».

Во-вторых, сенсорный контролёр «герметичен». Он не подвержен влиянию пыли, жира и пота рук музыканта.

И, наконец, в третьих, с сенсорным контролёром возможны новые приёмы артикуляции или звукоизвлечения. Например, я с удивлением обнаружил, что с помощью лёгких постукиваний чуть выше средней линии полоски pitch bend очень удобно имитировать гитарное вибрато в синтезаторе Strum GS-2.

Но есть конечно у сенсорных контролёров Артурии и маленькая ложка дёгтя. Во-первых,лично у меня есть сомнения в том, что при интенсивном использовании надписи контролёров продержатся сильно долго.Вот если бы сделала их Артурия рельефными… Скажем, среднюю линиюpitch bend выполнила в виде бороздки, в которую уже залила бы краску. Так она и на ощупь лучше чувствовалась бы.

Во-вторых, для контролёра изменения высоты тона нет возможности настроить скорость его возврата в нулевое положение, а ведь Артуриа давно «умеет это делать». В той же MiniLabMk II. Так что если скорость возврата длявасслишком велика, придётся вам отпускать виртуальную пружину самостоятельно — пальцем.

В третьих, контролёр модуляции не информативен. Его положение никак не индицируется, хотя это можно было бы сделать полоской светодиодов, например. Некоторые производители (не будем показывать пальцем) так и делают.

АККОРДОВАЯ ПАМЯТЬ

Да, есть и такая у Артурии KeyStep. Правда, очень короткая. Всего лишь на один аккорд, который может включать не более 16 нот. Вводить их можно спокойно и в любой последовательности, удерживая нажатыми клавиши Shift и Hold/Chord, но только в пределах двух с половиной октав клавиатуры Arturia KeyStep, потому что пользоваться кнопками Oct+/Oct- в этом режиме нельзя.

Далее «набранный» вами аккорд проигрывается нажатием одной клавиши, от которой KeyStep выполняет транспонирование аккорда вверх или вниз.

На первый взгляд, применений у данной функции не много. Ну разве что ввести в память шаблон power-аккорда и поливать слушателей тяжёлыми рифами как из пулемёта. И это, пожалуй, правильное направление мысли… но разовьём мы его чуть погодя.

Сейчас же мне лишь остаётся посетовать на то, что до режима упрощённого взятия аккордов у разработчиков руки не дошли. А ведь именно в условиях малоразмерных клавиш и ограниченного их числа этот режим был бы полезнее всего.

АРПЕДЖИАТОР

Эта функция не так уж и часто встречается в MIDI-контролёрах, хотя реализовать её совсем не сложно. Однако для Arturia KeyStep она носит, если можно так сказать, стратегический характер.

Дело в том, что производитель позиционирует данное изделие как универсальный контролёр для синтезаторов.В том числе и для чисто аналоговых. Для этого у KeyStep есть соответствующие CV/Gate выходы, посредством которых вы можете управлять даже самостоятельно спаянным из десятка — двух активных элементов синтезатором. Собрать последний можно хоть на радиолампах. В этом нет ничего особо сложного. А вот сделать клавиатуру (а иначе как на вашем синтезатореиграть-то?) и арпеджиатор к такому устройству будет куда как хлопотней. Придётся привлекать программируемый микроконтролёр и много чего другого «городить».

Вот тут-то самое время выйти во всём белом (в буквальном и переносном смысле) героине нашего обзора — Arturia KeyStep. Всю тяжёлую и рутинную работу по изготовлению клавиатуры с возможностью CV/Gate управления и наделения её (клавиатуры) всякими фишками вроде арпеджиатора разработчики оной взяли на себя. На вашу же долю остаётся чистое техническое творчество и волшебство ручковерчения.

Но вернёмся к самому арпеджиатору.

Максимальная длина арпеджио может достигать аж 32-х нот. Это впечатляет.

Вы можете строить арпеджио, последовательно добавляя к нему ноты любой высоты, пока не достигнете предела — 32-х нот. Для этого в режиме Hold нужно продолжать удерживать нажатой хоть одну клавишу.

Типов арпеджио у KeyStep — 8. Тут без особых откровений. Но опять же, если сравнить это число с числом схем арпеджио у большинства встраиваемых в синтезаторы арпеджиаторов, то Артурия будет смотреться явно лучше.

Есть у KeyStep восходящие, нисходящие шаблоны. В том числе и с удвоением каждой ноты. Есть «качели» с повторением крайних нот и без оного. Есть случайный порядок и порядок, задаваемый пользователем.

Читайте также  Обзор от покупателя на Усилитель для наушников Fiio BTR1K

Помимо указаний на высоту ноты, арпеджиатор сохраняет и интенсивность её звукоизвлечения в вашем арпеджио. Звучит обыденно, не так ли? А между тем мало какой из арпеджиаторов, встраиваемых в бюджетные синтезаторы способен на такое.

А может арпеджиатор Артурии KeyStep умеет работать и в полифоническом режиме?

Вопрос, ясное дело, с подвохом, ведь задача арпеджиатора — размотать «клубок аккорда» с тем, чтобы последовательно воспроизвести составляющие его ноты.

Однако Arturia KeyStep такими вызовами не смутить. Её арпеджиатор и вправду может работать в полифоническом режиме если совместно с ним задействовать аккордовую память. Вот тогда Артурия KeyStep сможет «поливать» слушателей аккордами и интервалами как из пулемёта.Воспроизводимые интервалы и аккорды можно менять прямо во время работы арпеджиатора. При этом, сам шаблон тоже можно без труда развивать или радикально менять на ходу благодаря кнопке удержания — Hold.

Управлять арпеджиатором Arturia KeyStep одно удовольствие. Два восьмипозиционных галетных переключателя позволяют выбрать схему арпеджио и длительность нот (от четверти до тридцатьвторой или с такими же длительностями триоли). Темп очень удобно и плавно можно настроить поворотным регулятором Rate. Или же прямо как в DAW — настучать тремя ударами (их число можно настроить) по кнопке Tap. Однако последнее делать не очень удобно. Мягкая кнопка всё время перекашивается, если нажимать её не строго по центру, плюс, ход у неё довольно большой и, соответственно, точности в установке ритма ровным счётом никакой.

И, наконец, для запуска/приостановки арпеджиатора предназначена кнопка Play/Pause, а для полной остановки — Stop (обозначена чёрным квадратом на ней).

СЕКВЕНСЕР

Встроенный секвенсер Arturia KeyStepвне всякого сомнения — жемчужина данного устройства.

Собственно, сам KeyStep так и обозначен на лицевой панели — CONTROLLER & SEQUENCER.

Выбор между секвенсером или арпеджиатором осуществляется переводом единственного ползунка (не тумблера!) на лицевой панели устройства в положение Seq.

Секвенсер Arturia KeyStepмало того, что превосходит подавляющее большинство своих аналогов по числу шагов (их у Артурии 64, в то время как аналоги нередко довольствуются 16-ю), так ещё и является полифоническим! Каждый шаг секвенсера может хранить до 8 нот.

Думаете: «впечатляет, но на жемчужину не тянет»?

Не торопитесь с выводами!

Шаги секвенсера могут содержать паузы и лиги, а это позволяет запрограммировать в секвенции уже вполне себе ритмически сложную мелодию.

Более того, при должной сноровке можно записать в секвенцию и несложную аккомпанирующую партию вроде «бас-аккорд».

И вот тут Arturia KeyStep предлагает ещё одну сногсшибательную «фишку» — возможность одновременного воспроизведения секвенции при непосредственной игре на клавиатуре. То есть, вы запускаете достаточно длинную аккомпанирующую секвенцию, включаете режим «KbdPlay» и самозабвенно импровизируете.

Во время «KbdPlay-импровизации» можно задействовать и аккордовую память. Хотя бы для того, чтобы играть в октаву или power-аккордами.

Только не забудьте при записи секвенции записать её с меньшей экспрессией, а то потом поднять громкость у солирующей партии возможности уже не будет, ведь с точки зрения MIDI работает секвенсер в одном канале с клавиатурой.

Кстати, записывать секвенции можно как в пошаговом режиме, так и в реальном времени.

Есть у Артурии KeyStep даже простейшие возможности по редактированию секвенций: удалить последний шаг и/или дописать продолжение. Выполняется это прямо на самом контролёре.А уж в компьютерной программе (MCC)возможности редактирования не сильно отличаются от таковых в пиано-ролл какой-нибудь DAW.

Как-то очень уж радужно всё выглядит. Не находите? Вот и я нахожу. Так что добавлю в вышеприведённую бочку мёда маленькую ложку дёгтя.

Во-первых, поскольку секвенсер и партия клавиатуры разделяют один MIDI-канал, то пустить секвенцию на один синтезатор, а солирующую партию на второй не получится.

Правда, справедливости ради, стоит отметить, что если к интерфейсу CV/Gate будет подключён синтезатор, то воспроизведение секвенции будет идти на нём, а вот то что вы будете играть на фоне этой секвенции в режиме KbdPlay будет отправляться на MIDI-выход.

А если мне до зарезу нужно наоборот — полифоническую секвенцию воспроизводить на полифоническом FM-синтезаторе, а солирующую на аналоговом, подключённом через CV/Gate? А тут, скорее всего, не судьба.

Во-вторых, при вводе и воспроизведении секвенций нет абсолютно никакой индикации текущего прогресса или оставшегося в памяти числа шагов. Увы.

В своей памяти Артуриа KeyStep может хранить 8 секвенций. И хотя на фоне своих ближайших конкурентов это и выглядит более чем круто, но в реальности впечатляет не сильно. Сделать мало-мальски достаточный набор забористых заготовок для живого выступления не получится. Ну разве что с помощью MIDI Control Center пробовать подгружать наборы секвенций из файлов. Вот только в этом случае вам придётся в ваш лайв-сетап включить и ноутбук. А уж там где ноутбук, там и AbletonLive, там и программные (VST) синтезаторы, и прочее… Вэтой компании встроенным вArturiaKeyStepсеквенсеру и арпеджиаторуловить уже попросту нечего.

Вы возможно скажите: «Они (секвенсер и арпеджиатор) нужны для модульных синтезаторов» и будете правы. Но лишь отчасти, поскольку на случай использовании компьютера у АртурииKeyStep есть более крутая фишка — интерфейс MIDI-CV/Gate, позволяющий компьютеру и в этой дисциплине оставить не у дел встроенные в KeyStep арпеджиатор и секвенсер.

Логика разработчиков, установивших существенное ограничение на количество запоминаемых секвенций, совершенно понятна: на галетном переключателе, выбирающем секвенцию, всего лишь 8 положений. Правда, это ограничение можно было бы без труда обойти с помощью кнопки выбора банка памяти секвенций. Но то ли инженеры поленились так сделать, то ли им маркетологи не разрешили, а в итоге Arturia KeyStep может сохранять во внутренней памяти лишь 8 секвенций.

КОММУНИКАЦИИ

И вот наконец, пришло время взглянуть за заднюю панель устройства. Рассмотрим её слева-направо:

1) Крайнее правое положение занимает скромный микро-USB порт. В отличие от мини USB,лично у меня претензий к разъёмам данного типа нет. Они вполне надежны и долговечны. кроме того, компактны и широко распространены. Для походного инструмента это очень ценное качество, ведь Arturia KeyStep без проблем подключается практически к любым мобильным компьютерам. Ну и не мобильным конечно же тоже.

У меня она прекрасно работала с Android-смартфономс любыми его приложениями — от автономных синтезаторов вроде Synth DX7, DRC, Analog, ModSynth и пр. до Caustic — мобильной DAW.

Одной из не вполне очевидных функций USB-разъёма Артурии KeyStep является возможность организации с её помощью CV/Gate-интерфейса между компьютером и аналоговым синтезатором, не имеющим ни MIDI входа, ни тем более USB-интерфейса.

Поскольку потребности в питании у Arturia KeyStep не в пример скромнее, чем у той же M-Audio CODE 25, то работать Артурия может и от телефонного аккумулятора, и от любого другого USB-разъёма с питанием. Включая телефонные зарядки. ПолуАмперные не пробовал, а вот от одноАмперной KeyStep работает распрекрасно.

2) Рядом с USB-портом располагается и классический разъём питания 9В / 0.5 А с плюсовым выводом в центре. Точно такой же разъём и такую же распиновку имеют и синтезаторы серии Korg Volca, и многие другие MIDI-контролёры (тот же M-Audio CODE 25), а это значит, что их и Артурию KeyStep можно питать от одного источника/разветвителя.

3) Отдельной группой разработчики разместили три mini-Jack гнезда CV-интерфейса: MOD, GATE и PITCH — ещё одну жемчужину этого устройства. Как я уже говорил ранее, посредством этого интерфейса можно управлять практически любыми одноголосными аналоговыми синтезаторами — старыми Moog и им подобными, современными аналоговыми реинкарнациямилегендарных синтезаторов прошлого и, конечно, самостоятельно собираемыми модульными системами.

На выход PITCH клавиатура посылает сигнал, определяющий высоту взятой исполнителем ноты, выраженную в Вольтах. Это как раз и есть язык, понятный управляемому напряжением генератору (VCO). Вариантов «кодирования» — два: 1 Вольт на октаву (с диапазоном 0 — 10 В), используемый в синтезаторах Moog, Roland, Sequential Circuits, Oberheim, ARP или более прогрессивный — Герц на Вольт, используемый большинством синтезаторов Korg и Yamaha.

На разъём GATEподаётся сигнало взятии и отпускании ноты. Arturia KeyStep поддерживает оба способа: S-триггер, когда сигналом о взятии ноты (нажатии клавиши) служит высокий уровень напряженияи V-триггер, когда напряжение 5 или 12 Вольт постоянно присутствуют на выходе, а в момент взятия ноты оно падает до нуля. Как вы наверняка догадались, настроить уровень напряжения для варианта V-триггер можно в MIDI Control Center.

И, наконец,на разъём MOD клавиатура может посылать напряжение из диапазона 0 — 12 В в зависимости от состояния выбранного пользователем контролёра. Это может быть прежде всего сенсорная полоска Mod, заменяющая собой колесо модуляции, сенсор velocity или aftertouch. Как распорядиться этой информацией в вашем аналоговом синтезаторе — решать только вам.

Вы можете связать MOD-выход с сенсором velocity иотправить его сигналы на управляемый напряжением усилитель (VCA), чтобы контролировать громкость каждой звучащей ноты.

Можете связать MOD-выход с сенсором модуляции, отправить на управляемый напряжением фильтр (VCF) и таким образом управлять характером синтезируемого звука.

Как говорится, матрица модуляции вам в помощь.

Особого смысла в использовании интерфейса CV/Gate с современными моделями вроде Behringer NEUTRON или всевозможными Arturia Mini-/MicroBrute, оборудованными нормальным MIDI интерфейсом, лично я не вижу, а вот приручить что-то самодельное — самое то. Даже если вы не чувствуете в себе сил для самостоятельной сборки какого-нибудь «Поливокс-Мини», то приложив минимум стараний, с помощью CV/Gate-интерфейса Артурии KeyStep вам наверняка окажется по силам превратить копеечный Korg Monotron и тем более Korg MonoTribe в самый настоящий True-Analog синтезатор, ибо у первого на его печатной плате предусмотрены соответствующие контакты (https://habr.com/post/262651/), а у второго такая возможность вообще была штатно открыта разработчиками в прошивке версии 2.1.

Читайте также  Обзор от покупателя на Ирригатор полости рта B.Well WI-922, стационарный

4) Следом за разъёмами CV/Gate следует разъём для педали sustain. Это хороший такой полноразмерный Jack 6.3 мм с симпатичным металлическим кольцом. Ничего кроме радости этот он не вызывает. Тем более, что далеко не каждое аналогичное устройство малого класса обладает такой возможностью. А уж насколько удобней удерживать звучание нот педалью, не мне вам рассказывать.

5) В следующую группу mini-Jack разъёмов под названием SYNC объединены вход и выход аналоговых синхросигналов. Такие же есть, например, у синтезаторов серии Korg Volca.

Если Arturia KeyStep выступает мастером темпа, то для синхронизации используется разъём OUT.

Если мастер темпа какое-либо устройство, то разъём IN.

Поддерживаемых режимов синхронизации — 5. Три одношаговых (Gate, Clock и стандартный для Korg — 1 puls) и два мультишаговых (24 или 48 импульсов на четвертную длительность).

Основная ценность этих разъёмов состоит не в банальной синхронизации, с которой лучше справится MIDI-протокол, а возможность синхронизации с неким вывертом. Ну скажем, как советуют сами разработчики, использовать LFO-выход аналогового синтезатора для контроля скорости воспроизведения записанной в KeyStep секвенции.

Больше разных вариантов можно найти на FAQ-страничкеАртурии:

6) Следом за SYNC-группой расположилась группа из двух полноразмерных пятиштырьковых MIDI-разъёмов стандарта DIN. Такие не часто встретишь в классе компактных клавиатур. Более того, если и встретишь, то, как правило, один лишь выход. Тут же у нас есть и вход, и выход.

Как я уже писал выше, MIDI вход позволяет Артурии KeyStep исполнять роль CV/Gate-интерфейса, транслирующего цифровые сигналы от подключённого к ней MIDI-устройства аналоговому синтезатору, подключённому через интерфейс CV/Gate.

MIDI Thrue включается в программе MIDI Control Center.

7) За MIDI-коннекторами следует двухразрядный dip-переключатель. Он как раз и позволяет выбрать один из трёх входов (USB, MIDI и Sync In) в качестве мастера для синхронизации или же сделать мастером саму Артурию KeyStep (вариант по-умолчанию -Internal).

Dip-переключатели безусловно хороши, когда располагаются на печатной плате и скрыты от посторонних рук и глаз. Выставить же их напоказ — решение из конца 70-х — 80-х, когда таким образом предлагалось устанавливать, например, адрес какого-либо периферийного устройства в вычислительной системе.

Беда в том, что обычно эти переключатели не предназначены для частого использования. Да собственно, они банально и неудобны для этого. Чтобы передвинуть ползунок dip-переключателя вам понадобится какой-никакой инструмент. Хотя бы зубочистка.

В общем, судя по всему, разработчики Arturia KeyStep не предполагают частого изменения роли своего изделия в сетапе.

8) О замке Kensington lock я уже рассказывал при описании корпуса Arturia KeyStep и тут уже добавить к вышесказанному мне нечего.

MIDI CONTROL CENTER (MCC)

А вот работа MCC мне не понравилась.

Во-первых, при каждом старте эта программа считывает текущее состояние KeyStep и создаёт под него новый проект. Даже если настройки не менялись, программа делает их дубль. То есть, плодит проекты почём зря и оттого их приходится всякий раз удалять.

Считывание при этом, происходит достаточно медленно. Сама программа на момент считывания нередко подвисает.

Во-вторых, MCC при работе полностью перехватывает управление контролёром на себя и потому у пользователя нет возможности тут же на параллельно запущенном программном синтезаторе проверить новую настройку. Я бы может и не обратил внимание на это ограничение, если бы не видел, как спокойно работает M-Audio Preset Editor вместе с автономным синтезатором и как удобно настраивать MIDI-контролёр в Preset Editor, отправляя в устройство настройки для немедленного их тестирования непосредственно на самом устройстве.

Но раз уж заговорили о настройках, то замечу, что идею пресетов Arturia KeyStep ни в каком виде не поддерживает. Только «проекты» в рамках MCC.Однако «проектами» этими оперативно пользоваться не удобно. Как раз из-за вышеописанных особенностей MIDI Control Center.

При этом, без помощи компьютера с запущенной на нём программой MCC,такие тонкие настройки как выбор кривой чувствительности или настройка параметров CV/Gate-интерфейса сделать нельзя. А это, между прочим, в свою очередь, жёстко привязывает пользователя к одной из двух коммерческих платформ — Windows или MacOS X. Пользователи Linux или, скажем, Haiku OS (https://www.haiku-os.org) — в пролёте.

НЕДОСТАТКИ

О подавляющем большинстве из них я уже написал выше.

Более, того, я их даже отправил разработчикам. Вдруг в новой версии — Arturia KeyStep Mk II хоть что-то из перечисленного будет исправлено/допилено?

Ну а сейчас я приведу список своих замечаний и пожеланий просто для того, чтобы вы понимали: «этого у KeyStep нет. Этого она не может.»

1) Arturia KeyStep не имеет режима упрощённого взятия аккордов, а он бы ей совершенно не помешал.

2) В режиме секвенсера Arturia KeyStep не может управлять арпеджиатором. То есть, введя в секвенсер несколько длинных аккордовых прогрессий, вы не сможете воспроизвести их в форме арпеджио. А ведь даже малютка Korg Volca FM умеет вытворять такое!..

Ну, да, секвенцию можно записать в KeyStep, а арпеджио воспроизводить силами KorgVolca FM. Вот только арпеджиатор последнего — примитивней некуда: вверх/вниз на одну, две или три октавы и те же 3 диапазона для случайных «шаблонов».

3) KeyStep не имеет у себя на борту ни одного энкодера. Так что не надейтесь с её помощью управлять синтезаторами.

И ведь свободного места на корпусе предостаточно!

В общем, я попросил у разработчиков хотя бы 6 (лучше 8) энкодеров и штук 10 банков памяти для них.

А пока можно будет лишь попытаться приспособить в качестве энкодера сенсорный контролёр модуляции.

4) Несколько удивительно, но разделения клавиатуры у KeyStep тоже не предусмотрено. А ведь оно было бы тут крайне полезно. Посмотрите как здорово с этим управилась M-Audio в её контролёре CODE 25.Впрочем, у остальных компактных клавиатур с 25-32 клавишами такой функции тоже почти никогда нет.

5) Кнопки октавного сдвига — решение более чем консервативное. Но только представьте, насколько удобней было бы иметь возможность прямого выбора диапазона октав. Например,(2-3), (3-4), (4-5), (5-6). Две уже имеющиеся кнопки +/- и ещё 4 кнопки прямого выбора не сильно много места заняли бы. При сохранении текущей эргономики KeyStep дополнительные 4 кнопки можно было бы разместить выше кнопок Hold и Shift.Сдвиг вправо элементов, управляющих арпеджиатором и секвенсором, только улучшил бы эргономику устройства.

6) Arturia KeyStep никак не индицирует текущий прогресс воспроизведения секвенции или число оставшихся шагов при её записи. А ведь для этого хватило бы и двухразрядного семисегментного индикатора. Ну если жалко ставить индикатор, разместите в ряд 6 светодиодов и отображайте номер шага секвенции в двоичном коде!

7) Что-то мне подсказывает, что графика на сенсорных контролёрах высоты тона и модуляции рано или поздно сотрётся. Было бы здорово продублировать её рельефными элементами, «вытравленными/выгравированными/отлитыми» прямо в пластике корпуса. Заодно и «слепая эргономика» существенно улучшится.

8) Виртуальное колесо pitch bend всегда возвращается в центр. К нему вопросов нет. А вот знать текущее положение виртуального контролёра модуляции было бы неплохо. Сделать это можно с помощью полоски светодиодов, например.

9) Секвенсер Артурии KeyStep выполняет «квантизацию» вводимой последовательности и это хорошо. Но почему бы не дополнить эту фичу режимом неквантизованной записи? Таким как Flux-режим у Korg Volca Keys, например.

10) Arturia — один из лидеров в производстве прекрасных программных синтезаторов, но почему-то ни одним из них KeyStep не укомплектовали. Очень жаль. Парочка хороших фирменных синтезаторов (как, например, Hybrid 3 и Loom для M-Audio Code 25) была бы совершенно не лишней.

11) Возможности назначить разные MIDI-каналы для секвенсера и воспроизводимой в режиме KbdPlay сольной партии нет. Хотя казалось бы, чего уж проще-то!?

12) Внутренней памяти для секвенций у Arturia KeyStep кот наплакал. Всего лишь 8 ячеек. Ну что стоило добавить хотя бы одну кнопку выбора банка памяти секвенций и увеличить размер памяти хотя бы вдвое?

13) Ручки двух галетных переключателей и переменного резистора довольно высоки и потому они закрывают собой часть шкалы каждого из регуляторов. В то время как «мёртвая зона» обращена либо прямо к пользователю (как у регулятора темпа), либо чуть в сторону от него (примерно на 7-8 часов). А ведь чего проще, развернуть «мёртвую зону» на 12 часов и открыть взору исполнителя практически всю шкалу регулятора!

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что свой обзор Артурии KeyStep я завершил внушительным списком её недостатков, данное устройство попросту не имеет альтернатив. И свидетельством тому может служить постоянное мелькание KeyStep в сетапах наших зарубежных коллег.

Оно и понятно, где ещё сыщешь MIDI-CV/Gate-интерфейс в одном корпусе с весьма неплохим арпеджиатором и внушительным по своим возможностям секвенсером! Да не просто «внушительным», а ещё и превосходящим на голову многие специализированные устройства (я вообще не понимаю, как теперь будет жить и продаваться Korg SQ1?).

Однако и в качестве MIDI-клавиатуры Arturia KeyStep оставляет далеко позади своих ближайших конкурентов — компактные MIDI-клавиатуры (Samson, Novation, Akai, M-Audio), предлагая едва ли не больший функционал (32 динамические клавиши, да ещё и с послекасанием, да ещё и всё это прекрасно реализованное!).

Так что же такое Arturia KeyStep среди множества её подобных устройств?

В наибольшей степени она — исполнительский инструмент музыканта, а не ручковращателя и ПЭДостучателя.