Обзор от покупателя на Объектив Зенит Зенитар Н 50mm f/1.2 S байонет Nikon

Здравствуйте. Перед решением о покупке данного объектива было просмотрено и прочитано всё что удалось найти в Интернете, просмотрены примеры фото и т.д. И знаете, пожалуй в первый раз я столкнулся с тем, что информации настолько мало. Это удивительно, учитывая его характеристики и цену. К тому же я сделал вывод, что завод-изготовитель все таки прислушивается к мнению обладателей его продукции и постоянно работает над исправлением ошибок и улучшением его потребительских качеств ( о чем я еще скажу в этом обзоре).

Сразу хочу сказать, что объектив мне понравился. Но есть одно но. Так получилось, что я имел возможность сравнить 2 образца. И один из них имел дефект — на внутренней поверхности передней линзы присутствовали мелкие царапины, хотя в паспорте была отметка ОТК завода. Это к тому, что все таки как и раньше продукция КОМЗ имеет разброс в качестве и надо всё проверять перед покупкой. Кстати образец с дефектом был сделан в тот же день и имел номер 170692. В паспорте указана дата производства. Если раньше первые цифры означали год производства, то судя по паспорту теперь от этого правила отступили. А может неправильная дата стоит. Ну а с первым объективом было все нормально и поигравшись с ним пару недель, решил написать обзор и привести примеры фото. Далее все примеры фото, сделанные именно этим объективом будут без обработки, только конвертация в jpg и максимум легкая поправка баланса белого. Все снято на Nikon d200. Хочу отметить, что аналогов у этого стекла для систем Nikon и Canon в принципе нет. Вообще нет аналогичного по техническим характеристикам и качеству исполнения объектива, который можно было бы сравнить с нашим героем. В этом плане хочется поблагодарить отечественного производителя за то, что такой продукт в принципе появился на свет. Аналоги есть у Fuji и Olympus. Да, они автофокусные, со стабилизацией и т.д. Но по своим оптическим качествам Зенитар нисколько не уступает. А цены на них на порядок выше. Можно сравнить Зенитар 1.2/50s с мануальной оптикой от корейского Samyang 85 1.4, но он расчитан на полный кадр. А вот чтобы именно под кроп, с таким фокусным расстоянием, такой светосилой и под системы Nikon, Canon просто не существует.

Итак, начнем.

Комплектация.

Объектив поставляется в картонной коробке фирменной раскраски, в похожей упаковке продаются и другие Зенитары. В коробке находится сам объектив в простеньком мешочке, паспорт изделия с гарантийным талоном в отдельном полиэтиленовом пакетике. Перед получением я сравнил серийный номер объектива на корпусе и в паспорте, а так же проверил печать в гарантийном талоне. Все соответствовало (Рис. 2 и 3) Настоятельно рекомендую сверять серийные номера, т.к. в одном из отзывов столкнулся с тем, что паспорт от другого экземпляра. Возможно ошибка завода, возможно продавца. Мало ли что — проверить не помешает. В комплекте идут передняя и задняя крышки. На них хочу остановиться подробнее. Дело в том, что первые ранние выпуски объектива комплектовались простой передней крышкой советского типа, которая просто надевалась на переднюю часть и держалась мягко говоря слабо. Под собственным весом самопроизвольно спадывала, терялась, на что постоянно все жаловались. К этому недостатку я был морально готов, т.к. у китайцев раздвижных крышек — на любой вкус, цвет и размер. Каково же было мое удивление увидеть на Зенитаре из коробки качественную раздвижную крышку, да еще с логотипом Zenit. Мелочь, а уже приятно, что к людям прислушиваются. Задняя крышка тоже качественная — в навинченном (надетом) состоянии самопроизвольно не раскручивается, не болтается, держится надежно. В отличии от китайский дешевых, которые у меня тоже есть. И так же с фирменным логотипом Zenit.

Внешний вид.

Рис. 1 Внешний вид объектива.

Рис. 2 Сведения о серийном номере и дате производства в паспорте.

Читайте также  Обзор от покупателя на Блок питания DEEPCOOL DA500-M 500W ATX Bronze

Рис. 3 Гарантийный талон со штампом магазина.

Здесь всё на высшем уровне. Все детали обработаны, все выглядит ровно, подогнано, сидит плотно, ничего не болтается и не вызывает чувство стыда за отечественного производителя. А скорее наоборот — гордость и уважение. Объектив полностью металл+стекло. Сталкивался с отзывом, что некоторые части из пластика. Нет, это не так. Только металл+стекло. Качественная гравировка шкал дистанции фокусировки, грип и значений диафрагмы (Рис.1). Единственное что мне не понравилось это эмблема на кольце фокусировки. Об этом расскажу в следующей главе — Удобство использования. А здесь хочется только отметить, что у меня был полнокадровый Зенитар-1Н 85 1.4, он имеет иной вид, иной корпус. Так вот герой этого обзора внешне понравился гораздо больше. Как-то более гармонично и композиционно более правильно выглядит. Просветление линз классического фиолетового цвета (Рис. 8 и 9). У полнокадрового Зенитара на моем экземпляре было желтого цвета и оно выглядело эффектнее и благороднее, хотя в магазине я видел и фиолетовое. Но думаю на изображение это влияет мало. Задняя линза массивная для кропнутого объектива, при фокусировке передняя линза не вращается, а объектив меняет свои размеры. При фокусировке на бесконечность объектив имеет минимальные габариты (Рис.4), а при МДФ — наоборот, максимальные (Рис.5). Задняя линза при этом совершает поступательные движения, эффект пылесоса присутствует, но для мануального объектива это не критично. (Рис. 6 и 7)

Рис. 4 Габариты объектива при фокусировке на бесконечность.

Рис. 5 Габариты объектива при фокусировке на МДФ

Рис. 6 Положение задней линзы при фокусировке на бесконечность.

Рис.7 Положение задней линзы при фокусировке на МДФ.

Рис. 8 Просветление передней линзы

Рис. 9 Просветление задней линзы.

Удобство использования.

Здесь все в порядке. Опять же — с чем сравнивать. Если сравнивать с полнокадровым Зенитар 85 1.4, то этот кроп однозначно удобнее. Во-первых — кольцо установки значения диафрагмы расположено не возле байонета, а спереди. Оно достаточно узкое и его нельзя спутать с кольцом фокусировки. У полнокадрового образца оно расположено вплотную к байонету и работать им мягко говоря не удобно. Точно так же неудобно оно расположено и у корейца. Ход кольца фокусировки мягкий, плавный, очень понравилось. Но если сравнивать с корейским 85 1.4, то у корейца плавнее и мягче ход. Но опять же повторюсь — здесь всё на очень хорошем уровне. Ход кольца не вызывает никаких нареканий. Единственное, что не понравилось — логотип на кольце фокусировки. Он немного мешает при работе с ним. Выглядит конечно эффектно и гордая надпись 1.2 — как бальзам для глаз. Но не удобно лично мне. На мой взгляд было бы логичнее сделать это кольцо законченным рифленым. А логотип можно и спереди нанести мелким шрифтом. Мы ведь знаем что покупаем. А во-вторых, полнокадровый Zenitar 85 f1.4 гораздо шире и короче, т.е. в сечении он квадратный, а в диаметре настолько большой, что не на каждую тушку можно его поставить — не хватает расстояния между байонетом и пентапризмой или вспышкой. Конкретно могу назвать модели, на которые он у меня не встал — это пленочные Nikon F4 из-за пентапризмы и Nikon F90x. И еще пожалуй самый важный момент в удобстве использования хочу отметить — минимальная дистанция фокусировки (МДФ). Она была одним из ключевых факторов, которые повлияли на решение о покупке. Всего 45 см! Есть обзор на одном популярном украинском сайте, где говорится, что МДФ не маленькая. Только подумайте — это ведь не полтинник с классическим углом обзора в 45град. Это честные 75мм в эквиваленте кадра 35мм. А теперь представьте, что вы поднесли 75мм объектив на расстояние 45см до объекта. Скажу сразу, что с этим объективом если пользоваться им по назначению (а это прежде всего портрет) можно не покупать 135ку. Потому что у 135ки МДФ обычно 1м ! У Samyang 135 f2 МДФ составляет 0.9м, у Samyang 85 1.4 МДФ 1м, у полнокадрового Zenitar 85 f1.4 МДФ равен 0.85м. Получается, что кропнутым Zenitar 1.2/50s можно сделать более крупный портрет чем полнокадровыми Samyang 85 f1.4 и Zenitar 85 f1.4, а ГРИПП будет соответствовать примерно 85 F1.4 и 135 F2 на полном кадре. И это получается очень универсальный объектив, у которого достаточный угол обзора для каких-то городских панорам, уличной съемки и для портрета в помещении. Мне кажется это очень здорово! Его можно просто не снимать с камеры если только вы совсем уж не в стесненном помещении, где спасет только ширик. Например, полнокадровым корейцем я не могу сфотографировать ребенка в маленькой ванной хрущевки — не хватает места (Samyang 85 f1.4 + Nikon d610), а этим кропом вполне комфортно. Как я уже говорил — при фокусировке передняя линза не вращается, что позволяет без проблем использовать поляризационные и градиентные фильтры. Конечно хотелось бы еще и внутреннюю фокусировку и пыле-влагозащиту, но это уже совсем другая история и другие деньги. Хочу сказать, что лично для меня не критично отсутствие бленды и байонета под нее. Мне очень понравилось пользоваться резиновыми складными блендами, которые очень быстро раскладываются/складываются и имеют резьбовое крепление разных размеров. Так же встречал отзыв, где говорилось, что байонет объектива нестандартный и не защелкивается в камере на Nikon. У меня с этим все в порядке. Без проблем надевал его на Nikon d200 и Nikon d70s. На оба встал и главное снялся как родной, с защелкой, ровно, четко и т.д.! По развесовке — на пластиковом Nikon d70s дисбаланс в сторону объектива ощущается, но на Nikon d200 всё получается очень сбалансировано (Рис.6). Думаю на моделях 7000-й серии Nikon так же все будет сбалансировано и удобно в работе. При этом вес такого комплекта конечно не карманный. Но у этого есть положительный момент — естественная стабилизация изображения. Чего реально не хватает так это привода диафрагмы или хотя бы кольца предустановки ее. Я не знаю что проще сделать, но надеюсь в следующих версиях объектива производитель эту функцию добавит. Пожалуй это самый большой минус данного объектива.

Читайте также  Обзор от покупателя на Пуско-зарядное устройство RoyPow J12

Рис. 10 Внешний вид объектива на Nikon d200

Качество изображения.

Говоря о качестве изображения обычно говорят о резкости, контрасте, цветопередаче, боке. Из этих параметров лично для меня наиболее важными являются цветопередача и боке. Объективно боке не измерить, оно может только нравиться или не нравиться. Для меня качество изображения это несколько другое. Мне для портретов совсем не нужна звенящая резкость, которая будет проявлять все недостатки кожи, мне не надо видеть каждую морщинку, каждый волосок, я не собираюсь печатать с него фото на наружную рекламу размерами с фасад 9-ти этажки. Все это мне лично не нужно. А вот пластичность фотографии, объем, мягкость, правильная цветопередача, способность держать контровой свет и т.д. — вот что главное для меня. И хочу сказать по этим параметрам объектив мне понравился. Рисунок получается объемный, объекты в зоне нерезкости размыты, но остаются узнаваемыми, боке не нервное, не пестрое, оно если хотите «дорогое») Этому в значительной мере способствуют 9 лепестков диафрагмы. И да, они черненые! Наконец-то завод стал их чернить! Но для порядка я все таки приведу снимки фотографической миры. Условия съемки были следующими — мира распечатана на формате А3, приклеена к ровной стене, фотоаппарат располагался на расстоянии 78см от миры (на этом расстоянии она полностью влазит поле зрения объектива) на штативе. Как мог выровнял объектив по вертикали и горизонтали с помощью пузырькового уровня на штативе, а так же совместил оптическую ось объектива с центром миры и на глаз перпендикулярно стене. На миру направлен мощный источник света — 2 прожектора металлгалогеновых по 150вт каждый слева сзади. ISO 100, баланс белого 4500К, спуск по таймеру. Сразу хочу сказать, что у Nikon D200 нет режима Live View, поэтому фокусировался по тестовым снимкам. И еще — в результате почему-то на открытой диафрагме правые углы были четче чем левые. Возможно это следствие недостаточно точного позиционирования объектива относительно миры или промах по фокусу или следствие того, что источник освещения находился слева. Так же у Nikon D200 только 10Мп, поэтому точность фокусировки по тестовым кадрам тоже имеет свои ограничения, а так же размеры кропов такие какие есть ( в силу ограничений размеров фото здесь — минимум 1000 пикселей по каждой из сторон).

Читайте также  Обзор от покупателя на Углошлифовальная машина (болгарка) MAKITA GA5040

Рис. 11 Фото миры полностью на открытой диафрагме (F1.2)

Рис. 12 Кроп, диафрагма 1.2 — центр

На открытой диафрагме картинка абсолютно четкая (конечно при условии, что вы попали в фокус), я считаю, что диафрагма 1.2 у данного объектива абсолютно рабочая (Рис. 12)! Это конечно не 1.2 на полном кадре, но очень и очень достойно, ГРИП на МДФ получается всего несколько мм. Зачем меньше — я с трудом могу себе представить. При этом портрет получается очень мягким, нежным. Но не мыльным. Я бы сказал, что этот объектив мягче чем полнокадровый Зенитар 85 1.4, примерно как Samyang 85 1.4 на открытой (см. примеры фото в конце обзора).

Рис. 13. Кроп, дифрагма 1.2, левый верхний угол.

Рис. 14 Кроп, дифрагма 1.2 левый нижний угол

Рис. 15 Кроп, дифрагма 1.2 правый верхний угол. Видно, что четкость намного выше чем слева.

Рис. 16 Кроп диафрагма 1.2 правый нижний угол, так же четкость очень хорошая.

Далее я буду показывать только центр, левый и правый верхние углы, т.к. они практически одинаковы с нижними.

Рис. 17 Диафрагма 1.4 центр

Рис. 18 Диафрагма 1.4 левый верхний угол.

Рис. 19 Диафрагма 1.4 правый верхний угол

Рис. 20 Диафрагма 2 центр

Рис. 21 Диафрагма 2 левый верхний угол

Рис. 22 Диафрагма 2 правый верхний угол

Рис. 23 Диафрагма 2.8 центр

Рис. 24 Диафрагма 2.8 левый верхний угол.

Рис. 25 Диафрагма 2.8 правый верхний угол.

Далее резкость возрастает до значения диафрагмы 8, где резкость по всему кадру просто зашкаливает.

Рис. 26 Диафрагма 8 центр

Рис. 27 Диафрагма 8 левый верхний угол

Рис. 28 Диафрагма 8 правый верхний угол.

Цветопередача вполне предсказуемая. Когда я смотрел примеры фото какие удалось найти в Интернете перед покупкой меня пугали цвета, котоыре он выдавал. Но видимо дело было не в объективе. Главное правильно выставить баланс белого, избежать откровенной засветки и цвета получаются вкусными. Не кричащими, пестрящими, а нормальными, достойными.

Примеры фото на открытой диафрагме (исходник без обработки, только ресайз и перевод в jpg):

Итоги:

Плюсы:

качество изготовления, относительно низкая цена, хорошее оптическое качество, удобные фокусное расстояние и МДФ, металлический, есть под Nikon и Canon

Минусы: нет привода диафрагмы и чипа для того чтобы управлять диафрагмой из тушки или хотя бы кольца предустановки диафрагмы. Сама по себе ручная фокусировка для меня минусом не является, а скорее наоборот плюсом, т.к. ход кольца фокусировки достаточно большой и можно наводиться очень точно. В конце концов Otus тоже имеет ручную фокусировку.